Роды в народной традицииАвтор: Цареградская Жанна Владимировна
Оригинал статьи опубликован на сайте Центра «Рожана»: http://www.rojana.ru/rody-v-narodnoj-tradicii.html
Размещение статьи на сайте ХорошиеРодители.рф согласовано с Центром «Рожана».
Мифологическая основа родильной обрядовости В современной жизни к традициям, бытовавшим в народе, верованиям и обрядам относятся либо как к сказке и нарядной декорации, лишенной рационального смысла, либо, напротив, придают чрезмерную важность каждой мелочи, ища там сокровенный смысл. Традиция — это рациональный подход к природе человека, умелое использование в повседневной бытовой жизни знаний о бессознательных механизмах работы его психики. Традиционное ведение родов демонстрирует нам точное знание психологии рождения, которое позволяло достичь оптимальных результатов, как для роженицы, так и для новорожденного. Мифологическая основа родильной обрядовостиВ мифологии и традиционном подходе, роды всегда рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестественные силы. Рождение приравнивалось к смерти и даже отождествлялось с ней, поэтому с религиозно-мистической точки зрения роды относились к обрядам «смерти-возрождения». Эта параллель между смертью и рождением хорошо прослеживается в родильной и погребальной обрядовости. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Поэтому новорожденный ребенок является потусторонним существом, по сути, предком-прародителем, который, рождаясь, получает новую земную жизнь и земную судьбу, тесно связанную с его предыдущим воплощением, и отождествляется с покойником. Исходя из этих представлений, акт родов рассматривался как переход из загробного царства в земной явленный мир, и одновременно являлся механизмом, определяющим будущую судьбу человека. Движение ребенка по родовым путям отождествлялось с дорогой, которую проделывает душа умершего человека, чтобы достичь загробного царства. Этот посмертный путь состоял из перехода через святую реку, полета по трубе и перехода через огненную реку. В родильной обрядовости в роли элементов пути в иное царство выступают плодные воды (святая река), родовые пути (полет по трубе) и рождение головки ребенка (огненная река). Путь во время рождения олицетворял земной путь человека, его судьбу. Поэтому всем событиям, происходящим во время родов, придавалась особая значимость. Чтобы облегчить переход младенца и определить для него благополучную судьбу во время родов предпринимался целый ряд ритуальных и магических действий. На основании мифологического подхода к родовспоможению сложился древний институт повивального искусства. Лица, присутствовавшие при родах и оказывающие помощь роженице, должны были уметь вступать в контакты с потусторонними силами и, по сути, являлись ритуальными лицами. Первоначально это были жрецы или волхвы (с той поправкой, что в большинстве случаев они являлись женщинами), которых впоследствии сменили повивальные бабки. Хотя со временем эти представления постепенно разрушались и забывался мифологический смысл родильной обрядовости, тем не менее архаичная память культурных традиций еще в начале 20 века сохранила представления о ритуальной значимости лица, участвующего в родах. Деревенские родыВ русской деревне роды были чрезвычайно частым и обыденным явлением. О неприхотливости обстановки деревенских родов, а также о выносливости и необыкновенном терпении русской женщины, говорят многочисленные случаи родов описанные в книге Попова «Русская народно-бытовая медицина». Приведем некоторые из них: В одной семье совпали роды у свекрови и невестки. Бабушка увела рожениц в конюшню, настлала соломы и положила одну роженицу в одном углу, а другую в другом. Когда разродилась одна, бабушка принялась за другую и приняла второго ребенка. «Семья у нас большая, — рассказывает баба о своих родах, — одних мужиков пять. После ужина стало меня мутить, а я и виду не показываю, только думаю, как бы обмануть всех, чтобы не догадались. В хлев уйти морозно было, хлев у нас не мшоный, вот я и говорю: что-то меня знобит, видно я простыла, пойдука да залезу в печку. Все и поверили, а я в печке-то и родила.» Иногда роды застают деревенскую женщину совершенно врасплох, и она родит, буквально, где Господь приведет. Едет крестьянка с братом по лесу, чувствует, что настало время родить, терпеливо переносит схватки, сходит, наконец, с лошади и под предлогом естественной нужды заходит за кусты. Минут через 20-1/2 часа баба благополучно разрешается, выходит из-за кустов с ребенком в подоле и продолжает путь. Другая баба везет из города в деревню, верст за 16, воз кирпичей и сама идет пешком. На половине дороги, среди леса, ее застигают роды. Повернув лошадь в кусты, она родит, случившимся при ней ножом перерезывает пуповину, перевязывает ее, кладет ребенка в подол и продолжает путь до деревни около 8 верст по-прежнему пешком (Пошехонский у. Ярославская г.). Особенно поразительны, по своей выносливости и присутствию духа роженицы, роды которых происходят во время страды, в поле. Там, приехавшая за 5 верст для жнитва женщина родит на полосе одна, возвращается с ребенком домой, никого не прося о помощи, сама топит баню и моет ребенка (Шуйский у. Владим. г.). В другом месте молодая, беременная первым ребенком, сноха жнет рожь со свекровью, чувствует приближение родов и сообщает об этом свекрови. Пока та бегает в село за повитухой, сноха родит, забирает детище и бывшую при ней одежду, тащится домой и встречает свекровь с бабкой уже в селе (Краснослободск у. Пензенск. г.). «- Пока я прибежала в поле, — рассказывает мужу о родах жены бабка, — а женушка твоя уж родила. Отрезали мы тут же серпом пупочек, справили все, как следует, и добрели, слава Богу, до дома» (Брянск. у. Орловск. г.). Взгляды на роженицу и новорожденногоОтношение к роженице и новорожденному строилось на основе мифологических представлений о родах, как об акте смерти-возрождения, т.е. умирании в загробном царстве и рождении в земном мире. Исходя их этого представления, рожающая женщина и появляющийся на свет ребенок считались существами, находящимися в состоянии перехода, и поэтому могли легко подвергнуться влиянию всевозможных магических воздействий, и даже недобрых мыслей, — им мог навредить любой человек, узнавший о родах. Чтобы избежать нежелательных воздействий на мать и дитя факт начала родов, равно как и их срок, тщательно скрывался. Д.К. Зеленин в своей книге по этнографии восточных славян пишет: «Приближение родов и самые роды роженица тщательно скрывает; существует твердое убеждение, что родовые муки будут тем сильнее, чем больше людей узнает о происходящем разрешении от бремени. Наиболее тщательно скрывают это от незамужних девушек, в особенности от старых дев, а также от хитрых и злых людей, которые могут причинить вред (испортить, сглазить и т.д.). Это распространяется не только на людей, но и на рожающих животных, и нередко бывает так, что хозяин дома нарочно приглашает в гости какого-либо доброжелательного человека на то время, пока его корова или другое животное не разрешится благополучно от бремени.» По этому же поводу Попов в своей книге пишет: «Самое наступление родов часто скрывается до самой последней критической минуты и лишь тогда только сообщается об этом кому-нибудь из самых близких в семье. «Оборони Бог, если кто спознает, что баба родит, замучит ее, ни за что не родит как должно». Она должна будет лишнее страдать за всякого, кто узнает об этом, и будет мучиться за каждый грех узнавшего (Шуйск. у. Владимирск. г., Ветлужск. у. Костромская г.)». Даже в случаях неожиданных родов крестьянки проявляют смекалку и находчивость, вытекающую из суеверного убеждения, что «о наступлении родов никто из посторонних знать не должен. Сноха, почувствовав приближение родов, сообщает о том свекрови. Та, как бы нечаянно, ломает свою косу, и словами: «дай-ка мне, Марьюшка, свою косу, а ты сбегай домой и принеси другую», — дает ей повод не обращая на себя внимания присутствующих, удалиться с поля (Солигалич. у. Костромск. г.).» У русских существовало также поверье, что если о родах узнает девушка, то роженица должна будет отмучиться за каждый волосок на ее голове. В Сибири считалось, что оглашение родов «увеличивает болезни и бывает причиной про-должительного разрешения от бремени», и за каждого узнавшего о родах придется «столько отмучиться, сколько у него волос». В южных местностях, на Украине считалось, что колдун или ведьма ждут родов и специально подкарауливают их, чтобы навести порчу на роженицу и ново-рожденного, чтобы получить себе их жизнь и продлить свои годы и молодость. В некоторых местностях девушка, случайно узнавшая о родах, должна была поить роженицу водой из своего рта, чтобы не принести ей вреда. Наряду с этим бытовали также представления об обрядовой нечистоте роженицы и новорожденного, как существ находящихся в состоянии перехода и обладающих свойствами потусторонних сил, опасных для живых людей. Ситуация родов наделяла мать и младенца особой магией, которая могла навредить окружающим, поскольку была напрямую связана с силами смерти. Именно по этой причине роды никогда не проводились в общественном помещении, для них всегда считалось предпочтительным отдельно стоящее строение. «Женщина издавна и почти всюду считалась и считается, первое время после родов, существом нечистым и это-то мнение и оказывает, по-видимому, влияние на её обязательное удаление из общесемейного помещения. В некоторых местностях даже члены того семейства, где есть родильница, считаются нечистыми и до тех пор, пока священник не совершит над нею очистительной молитвы, никто из них не бывает в церкви (Алатырск. у. Симбирск. г.).» (Попов, «Русская народно-бытовая медицина») Кто мог присутствовать при родахИсходя из мифологических представлений об уязвимости роженицы, считалось, что, не нанося ей вреда, о родах могли знать только ее мать и повитуха. В некоторых местностях этот круг посвященных лиц расширялся до свекрови и мужа. Присутствие только этих людей считалось безопасным, а иногда даже желательным для роженицы. Участие в родах всех остальных и даже само их зна-ние о родах, считалось не только опасным, но и вредоносным. Тем не менее, в разных местностях оказать пособие в родах и присутствовать при них могли и другие близкие. Например, у карел к роженице могли пригласить какую-нибудь опытную родственницу или знакомую, которая могла бы оказать ей помощь. В больших семьях в роли повитухи часто выступала свекровь для своих невесток. Но, разумеется, предпочтение отдавалось повивальной бабке, наиболее опытной в таких делах, особенно, если она имела множество благополучных и здоровых восприемников. В крайне редких случаях роды жены принимал муж. К его участию в родах в различных местностях относились по-разному: где-то к родам он не допускался вообще, а где-то играл довольно активную роль. ПовитухаПовитуха или повивальная бабка — помощница при родах. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Повитухи оказывали элементарную акушерскую помощь, совершали соответствующие религиозно-магические действия, стараясь, во-первых, облегчить роды, во-вторых, обеспечить здоровье матери и ребенку. Репутация хорошей повитухи основывалась на богатом личном опыте, который приобретался женщиной при оказании помощи роженицам и основывался на глубоком знании необходимых обрядов и магических средств, усвоенных ею от старших повитух. Хотя бабка приобретала свои знания на практике во время многочисленных родов, но есть сведения, что существовала традиция передачи знаний и опыта, то есть повитуха получала образование у более старой и опытной бабушки, которая руководила ученицей. Особенно распространено это было у карел. Заметим, что именно так институт повитух обеспечивал устойчивую преемственность традиционного комплекса родильной обрядовости, благодаря чему в ней сохранилось немало архаических элементов; сам институт повитух в деревнях Карелии функционировал вплоть до 1930 года. Повивальная бабка — лицо, которое не избиралось. Женщина добровольно принимала на себя определенные обязанности. Не каждая женщина могла стать повитухой: ею всегда была пожилая или даже старая женщина. Иногда более определенно указывается, что она обязательно должна иметь своих детей, то есть иметь опыт не менее трех собственных родов. Кроме этого у нее «не должно быть уже месячных очищений», и она «не должна была сама носить детей». В некоторых местах считалось, что повивать не должны «мужние жены», а лишь вдовы, то есть исключалась возможность половой жизни. Это связывалось с моральными качествами повитухи, ее заботой о собственном семействе: «Хороша бабка — своих детей бросила, а чужих прививать пошла!» — говорили крестьянки. Достаточно строгие требования предъявлялись к нравственному поведению повитух: «бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу». Безнравственность поведения повитухи, по представлениям деревенских жителей могла привести к тому, что привитые ею дети не будут жить или родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки, чтобы она не была злонравной и сварливой, так как, согласно поверью, характер бабки передается ее восприемникам. При выборе повитухи обращали внимание также на то, «счастлива ли она в своем семействе». Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали, так как, по поверью, ребенок при такой бабке родится мертвым. Большое внимание уделяли тому, живут ли принятые повитухой дети. Жизнеспособность новорожденных свидетельствовала о том, что у повитухи легкая рука. Узкая специализация повитух заметно выделяла их из института знахарей, хотя резкой грани между теми и другими не существовало. Многие бабки занимались знахарской практикой: им частенько приходилось лечить женские и детские заболевания, снимать у детей и беременных сглаз и отводить порчу. Многие из бабушек лечили такое распространенное и страшное заболевание, как родимец, то есть детская эпилепсия. Специализация повитух проявлялась не только в комплексе теоретических знаний и практических навыков, но в значительной степени и в ее религиозно-магическом арсенале, хотя в своей основе он почти не отличался от знахарского. Одним из важнейших религиозно-магических средств повитухи считали заклинания и заговоры. У каждой повитухи, кроме того, имелся свой набор магических средств. Карельские повитухи, например, использовали ртуть (считалось, что ртуть облегчает роды), смолу, первую шерсть ягненка, серебряную монету, личинок, добытых из гнилого дерева («как личинка пролезает сквозь древесину, так и ребенок проложит себе путь») и т.п. Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице. Отказ прийти на роды осуждался окружающими и рассматривался как непростительный грех. Поэтому наиболее известным повитухам приходилось часто откладывать свои домашние дела и спешить на роды. В «профессиональные» обязанности повитухи входило не только принять роды, но и убрать послеродовую грязь, оказать возможную помощь по уходу за матерью и ребенком, окрестить новорожденного (если ребенок родился нежизнеспособным) и дать ему при крещении имя. Как правило, послеродовой уход повитуха осуществляла в течение трех дней, после чего роженица оставалась на попечении домашних. Иногда бабушка жила вместе с роженицей и помогала ей вместо обычных трех пять-семь дней. Если в семье не было больше взрослых женщин, то бабка брала на себя роль хозяйки и исполняла все необходимые по дому работы до тех пор, пока женщина сама не была в состоянии работать. В течение всего того времени, пока бабка ухаживала за роженицей, ей не разрешалось есть из общих чашек, так как участие в родах оскверняло ее, и она считалась нечистой до обряда размывания рук. Повитухи пользовались большим уважением. Особенно почтительно относились к ним восприемники, с которыми бабка сохраняла связь на всю жизнь. В народном календаре есть специальный день — 8 января «бабьи каши», когда чествовали бабок-повитух и делали им относ, то есть подношение или пожертвование. В общественном положении повитухи чувствуется двойственное отношение к этой профессии: с одной стороны, на повитуху распространяется сопутствующая родам обрядовая нечистота, с другой стороны, она — хранительница матери и ребенка. Интересны поверья крестьян о загробном воздаянии повитухе, о связи между повитухой и привитыми ею детьми «на том свете». Например, считалось, что повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям. За нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам. В то же время говорили, что повитуха «на том свете» будет таскать пупы принятых ею детей, поэтому каждой бабке необходимо за свою жизнь подарить хоть одному нищему мешок, который по смерти пригодится ей для ношения пупков. Место родовВ связи с твердым убеждением, что роды должны произойти без посторонних взоров, во многих местностях существовал обычай рожать особенно первого ребенка в доме матери, «которая всегда сумеет под благовидным предлогом удалить из избы членов семьи или найти укромное местечко для родов дочери». Наиболее часто это делалось в достаточных семьях, где не нужны были лишние рабочие руки, и было труднее скрыться от постороннего глаза. Если дом матери находился далеко, беременная отправлялась туда заблаговременно, за 2-3 недели до родов и жила там, пока не разрешалась от бремени. Иногда многочисленность крестьянских семей и теснота помещений заставляла роженицу удаляться в дом какой-нибудь старухи или вдовы. Часто по этой же причине роженица спешила в дом повитухи и рожала там. Но чаще всего роды совершаются дома. Однако представления о нечистоте роженицы предопределяли место родов не в собственной избе, а за ее пределами. На время родов женщина стремилась покинуть жилую избу и довольно часто удалялась в баню, которая, как правило, всегда была отдельно стоящим помещением. В ожидании родов баню регулярно топили, чтобы иметь возможность распарить роженицу и размягчить ее тело, и тем самым облегчить роды, сделать их мягче. Кроме этого в бане можно было вымыть роженицу и достигнуть ее чистоты, как перед родами, так и после них. Нередко местом для родов становились хлев, закут для скота, овчарня или конюшня, которые тоже находились за пределами жилой избы. Выбор такого своеобразного места для родов связан с удобной возможностью укрыться от нежелательных взоров, а также с представлением о благотворном влиянии домашней скотинки на процесс родов. Эти верования отражены во многих крестьянских рассказах. Например, мужик из карельской деревни рассказывал, что его жена не могла разродиться в доме трое суток. Приглашенная повитуха перевела ее в овчарню, где женщина разрешилась от бремени через три часа. Дни перед родами и начало родовПеред родами и во время них значительно выступает их религиозно-мистическая значимость. Именно в связи с мифологическим и судьбоносным значением родов различные магические действия и обряды начинают проводиться за некоторое время до их наступления. В этих ритуалах участвуют различные культовые предметы, молитвы и заговоры, которые должны были послужить для обеспечения благополучных родов или их облегчения в случае каких-либо осложнений. Ритуальные действия Очень часто перед родами муж беременной, а иногда и все домашние вместе с детьми, становятся на молитву. В некоторых местах накануне родов женщина просит благословения родителей и предков. Более распространенным обычаем было взаимное прощение роженицы и родных. Иногда в этом обряде участвовали все соседи женщины. В других случаях роженица прощается со всеми и всем земным миром («простите меня святые угоднички, мать сыра-земля, батюшка с матушкой» и т.д.), или просит прощения только у домашних, или у роженицы просит прощения ее муж. Ритуальные предметы для облегчения родов Молитвы на благополучные роды Поведение домашних во время родов Приглашение повитухи Войдя в дом, повитуха приветствует роженицу словами: «Помогай Бог трудиться!» Затем бабка располагает и осматривает женщину, определяясь на каком этапе роды. Она подбадривает и успокаивает роженицу, настраивая ее на добрый лад. Затем бабка переодевает роженицу во все чистое и переодевается в чистое сама. Переодевшись, повитуха производит необходимые ритуальные действия: зажигает перед иконами свечу, опрыскивает роженицу и дает ей попить крещенской воды, окуривает ее росным ладаном. Так начинаются деревенские роды с участием повивальной бабки. Ведение родовПовитуха оказывала роженице помощь, основанную на различных приемах, имеющих вполне рациональный физиологический смысл, а также выполняла роль психотерапевта и культового лица, умеющего вступать в контакт с потусто-ронними силами. На помощь потусторонних сил особенно уповали в случае, если роды шли неблагополучно. Период схваток На схватках женщина, как правило, свободно расхаживает по дому. Если она самостоятельно не может этого делать, то ее водят под руки. При нормальных родах родовспомогающая роль повитухи сводится к оглаживанию живота, массированию поясницы роженицы с приговорами — «расступитеся, раство-ритеся косточки». Помимо этого бабка все время крестится, молится, кладет земные поклоны, подбадривает и утешает роженицу. Во время родов роль повитухи как психотерапевта очень велика. Это отмечает в своей книге Попов: «Предпочтение бабок акушеркам объясняется, по большей части, их более ровным и понятным для роженицы обращением, иногда выработанной опытом или природною ласковостью, нередко большею авторитетностью, часто основанной на прекрасном знании условий обстановки и быта роженицы и т.п. Повитуха всегда лучше потрафит и угодит роженице: сводит, вымоет и попарит в бане, понянчится с новорожденным, приберет, если нужно, избу, поможет по хозяйству». Во время родовых схваток всеми повитухами считалось очень важным, чтобы роженицу тошнило и рвало. Считалось, что при этом хорошо раскрывается шейка матки. В действительности это так и есть — тошнота и рвота появляются в завершении периода раскрытия, когда шейка матки достигла максимального раскрытия. Для того, чтобы спровоцировать у роженицы рвоту, бабки использовали различные приемы: поили ее дрожжами, раздражали горло пальцами или кончиком ее собственной косы и т.д. После рвоты ожидали увеличения интенсивности схваток — «роженицу сорвет, вот силу Бог и даст» — говорили бабки. Отхождение вод Потужной период Кроме этого довольно часто крестьянские женщины рассказывают, что они тужились стоя на коленях или на четвереньках, приседая на корточки. Положение лежа в традиционных деревенских родах, использовалось крайне редко. Родовые позы Появление головки младенца Моменту выхода головки младенца придавалось особое значение. Считалось, что именно в это время предрешается его судьба, поэтому повитуха говорила роженице, чтобы та в этот момент попросила у Бога хорошую долю для своего ребенка. «Говори, Господи, дай счастье, дай долю!» — наставляет бабка роженицу, и та повторяла эти слова. Кроме этого существовало поверье, что в момент рождения ребенка с неба спускается ангел, вкладывает в младенца душу и улетает на небо. Таким образом, моменту появления ребенка на свет придавалось особое значение. Роль мужа во время родовВ разных местностях к присутствию мужа во время родов жены относились неоднозначно. В некоторых местах его присутствие считали полезным и чуть ли не обязательным, в других же, напротив, считали безразличным или же совершенно неуместным, поскольку жене будет при нем труднее рожать. Бабки поговаривали: «не место мужикам там, где бабы свои дела делают». В местностях, где присутствие мужа при родах считалось желательным или обязательным, бытовало убеждение, что при нем роды бывают легче, поскольку муж берет на себя часть мук жены. Для облегчения родов он должен был охать и стонать вместе с ней. Иногда, чтобы лучше выполнить эту роль, муж надевал на себя одежду жены, повязывался ее платком и со стонами катался по полу, изображая родовые муки. «По рассказам крестьян, действительно, есть, будто бы, такие чувствительные мужья, которых «мучит» во время родов жены. Они не находят себе места, не могут спать, стонут и катаются по полу (Тихвинск. у. Новгор. г.).» (Попов, «Народно-бытовая медицина») В некоторых случаях муж принимает активное родовспомогающее участие, а также выполняет различные дела по хозяйству. В этом случае на схватках он поддерживает жену, помогает ей ходить по избе, дает возможность зависать на себе. На потугах он помогает ей тужиться, создавая упор и поддерживая под мышки, а также оказывает другую помощь, где нужна его мужская сила. Он же принесет жене воды, поможет убрать за ней или подержит новорожденного ребенка, пока бабка занята роженицей. Но чаще всего роль мужа сводится к выполнению религиозно-магических действий. Он расстегивает ворот рубахи, распускает пояс и снимает сапоги, надевает на себя женину рубаху или поневу, подвязывается ее платком и т.д. При затянувшихся родах его роль становится более активной. Для их ускорения муж, например, перешагивает через жену. Считается очень эффективным, если, помогая жене тужиться, он снимет штаны или, еще лучше, разденется донага. Ритуальное значение пуповины и последа и действия с нимиПосле рождения ребенка роженица чаще всего садилась таким образом, что новорожденный лежал у нее в ногах. Склонясь над младенцем мать и повивальная бабка осматривали его. Мать гладила новорожденного, восхищаясь своим чадом, говорила ему ласковые слова. В этой позе женщина оставалась до того момента, пока не отпульсирует пуповина. Согласно народным представлениям пуповина — это связь малыша с матерью и внешним миром, а послед — это двойник ребенка. Основываясь на этих представлениях, по отношению к пуповине и последу производился целый ряд магических действий. Например, от пересечения и перевязывания пуповины зависела привязанность ребенка к матери, а также его смышленость и способность к различной деятельности. Поэтому часто пуповину девочки пересекали на гребенке, чтобы она была домовитой хозяйкой и умелой пряхой, а пуповину мальчика — на топорище, чтобы он был хорошим хозяином и умело справлялся с топором. Пуповину перевязывали прядями льна переплетенного с волосами матери, взятыми из правого виска или из правой косы. Эта процедура считалась ритуальным действием, где лен выполнял функцию оберега и символизировал связь с предками-прародителями и Матерь сырой-землей. Волосы матери брали для того, чтобы «ребенок был всю жизнь привязан к матери». Справившись с пуповиной, бабка ждала отделения и выхода последа. Для удачного отделения последа его «выкликали» («кыс, кыс, кыс!»), слегка подергивая за пуповину. Если послед не появлялся через полчаса после родов, это считалось дурным знаком, а если проходил час — значит дело совсем плохо. В этом случае повитуха начинала принимать меры для отделения последа. Для этого использовались как чисто акушерские приемы, так и магические. После выхода последа, или «постельки», с ним тоже производили ряд ритуальных действий, которые основывались на представлении о том, что послед является двойником ребенка. Считалось, что все действия, произведенные с детским местом, могут отразиться на судьбе младенца. Чтобы избежать пагубных последствий «постельку» следовало схоронить особым образом, выполняя ряд магических действий. Детское место тщательно обмывали, заворачивали в холщовую тряпочку (выполнявшую роль савана) вместе с ломтем черного хлеба и яйцом. Иногда послед заворачивали вместе с несколькими головками лука, чтобы уберечься от колдуна. Затем детское место зарывали в каком-нибудь сокровенном месте, которое не могла попрать нога человека. Обычно бабка выбирала место под полом избы около печки или в переднем углу дома. Иногда послед хоронили под корнями дерева, растущего в углу двора. Похороны последа всегда сопровождались приговорами, имеющими отношение к здоровью роженицы и новорожденного. Целый ряд таких заговоров приводит в своей книге Попов: «От земли взято, земле предавайся, а раба Божия (родильница) на земле оставайся» (Краснослоб. у. Пензенск. г.) В некоторых местах (Никольск. у. Вологодск. г.), если родился мальчик, отец сам несет послед в конюшню и зарывает под ясли, говоря: «дитятко расти и лошадка расти». Обрядовая нечистота родильницы после родовРодильница считалась существом нечистым. Эта обрядовая нечистота распространялась на повитуху, мужа родильницы и членов ее семьи. Только после совершения священником очистительной молитвы над женщиной и членами ее семьи они могли идти в церковь. На 40-й день читалась молитва на благословение дома, где родился ребенок, а Добавлено: 24.11.2012, IResh Читайте также: |
Для увеличения щелкните по фотографии |