Уже совсем близко праздники! Все мы в радостном предвкушении веселья, праздничных мероприятий и впечатлений! В преддверии Нового года каждой маме хочется волшебства, чуда, подарков, а главное - поделиться всем этим со своими детьми. Благо сейчас так много возможностей и предложений, елки, праздники, гости, мастер-классы, игровые комнаты - масса впечатлений на любой вкус!
И это действительно здорово! Однако, хочу несколько предостеречь родителей дошкольников, ведь малыши воспринимают новые впечатления вовсе не так, как привыкли мы с вами! Их мозг тотально открыт всему новому и впитывает все мелочи, детали и нюансы, ведь именно так он получает пищу для развития!
И думаю, каждый согласится, что любая, самая лучшая и качественная пища должна быть переварена, прежде чем поступит новая порция! Это справедливо и для впечатлений, которые питают мозг ребенка.
Более того, впечатления малыша до 4 лет еще весьма мало упорядочены, да и после этого возраста они лишь начинают приходить в некоторый единый порядок представления о действительности. Именно этот «хаос впечатлений», когда нервная система фиксирует абсолютно все сигналы органов чувств, но они пока плохо разложены «по полочкам», часто создает ситуации эмоциональной перегрузки и поведенческих срывов. Это как с подарками - так приятно их получать! Но если вас завалят слишком большим количеством сувениров, и вы обнаружите себя в груде бантиков, оберточной бумаги и симпатичных безделушек, которые непонятно куда и как поставить, вряд ли вас сильно обрадует такое положение дел. Еще и придется потратить массу времени и сил на приборку и «разборы завалов»!
Очень часто мы оказываемся такими вот «не мудрыми гостями»в мире ребенка, бездумно заваливая его нервную систему впечатлениями. Безусловно, мы делаем это из лучших побуждений, однако, это не меняет ситуацию.
Малыш оказывается перегружен! А ведь у него пока не сформированы даже защитные механизмы, которые позволили бы избавиться от лишнего! Это мы, взрослые, уже научились автоматически отсекать избыток стимулов: мы видим, но не смотрим рекламный ролик, мы слышим, но не слушаем объявления в торговом центре, мы спускаемся. по эскалатору метро, окруженные сотнями людей, но не впускаем их образы внутрь себя! Ребенок же открыт всему, что он видит, слышит и воспринимает! Для него важна ВСЯ информация этого мира, позволяя ему развиваться, но стимулов оказывается слишком много! Центральная Нервная Система не справляется, искрит раздражением, короткими замыканиями и срывами!
Для наглядности, для понимания происходящего с малышом проведите эксперимент! Пройдите по большому торговому центру или станции метро и постарайтесь всмотреться в каждое лицо, встреченных людей, фиксируйте во что они одеты, что у них в руках, что при этом вы слышите из их разговоров, рекламных анонсов, музыки, доносящейся из разных магазинов и основных динамиков, слушайте, смотрите на все! Далее оцените свое состояние через 10-15 минут! Вы многое поймете о своих малышах!
1. После каждой «порции впечатлений», елки, встречи с друзьями или родственниками, помогите ребенку их «усвоить».
Обсуждайте произошедшее, разговаривайте о том, что понравилось, что было странным, что запомнилось, высказывайте свое мнение. Дайте свободное, не занятое ничем время, когда ребенок может поразмышлять над своими впечатлениями. Пусть проигрывает или рисует то, что его заинтересовало, оставило внутренний след. Не стоит специально «организовывать»такую деятельность, но будьте готовы принять в ней участие, если ребенок захочет!
2. Спланируйте график праздничных мероприятий и оцените, не слишком ли он плотный и перегруженный?
Помните, взрослые мероприятия: поездки, гости, встречи в которые вы берете ребенка с собой - так же являются для него нагрузкой. Запланируйте «пустоты» - время на обычное домашнее времяпровождение. Ребенку важна стабильность в его окружении, внутренний порядок вещей, который неизменен, создает структуру, «полочки»на которые он сможет поместить новые праздничные впечатления. Постарайтесь не смещать сильно базовые режимные точки: приемы пищи, время сна. Обязательно оставляйте время на соблюдение всех заведенных ритуалов, например, отхода ко сну. Их неожиданная отмена или сбой приведут к ощущению потери безопасности, и уложить ребенка может оказаться сложной задачей!
3. Расскажите подробно о том, как пройдет ваш следующий день.
Обсудите, что и в каком порядке будет происходить, сколько людей будет присутствовать на мероприятии (на елке будет много детишек с мамами). Расскажите, что вы будете делать (у бабушки будем пить чай с пирожками). Сообщите ребенку, что если он будет чувствовать себя как-то необычно, он может обратиться к вам в любой момент (если тебе Дед Мороз покажется слишком большим, скажи мне, мы вместе подойдем к нему, если ты захочешь рассказать ему стишок).
4. Во время любого мероприятия (особенно на взрослых встречах), не забывайте постоянно уделять время и внимания малышу.
Иногда задавайте ему какой-нибудь вопрос, возьмите с собой карандаши, игрушки, которыми он сможет заняться. Поинтересуйтесь, будут ли присутствовать другие дети и какого возраста. Помогите малышу вписаться в их компанию. Периодически подходите к ним, чтобы он мог поделиться с вами своими чувствами и впечатлениями.
5. Будьте внимательны к состоянию малыша. Он важнее любого мероприятия!
Если он устал, лучше уйти пораньше. «Еще пять минут»могут превратиться в пару часов истерики или испорченный его мрачным видом вечер. Спланируйте, что он будет кушать. Порой щедрый праздничный стол для взрослых не имеет подходящей для ребенка пищи. Перегрузка непривычной пищей может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и поведении ребенка. Так же может действовать необходимость «еще пол часика подождать до прихода гостей». Метаболизм маленького ребенка сильно отличен от взрослого и может оказаться, что встречать гостей вы будете с ревущим ребенком на руках, что вряд ли улучшит общее настроение. Лучше покормить его заранее.
Автор: Катерина Сорокина
Добавлено: 25.09.2014, IReshЧитайте также:
Как избежать детских истерик в праздники - Новый год и другие события
Домашний спектакль - Что можно сделать в праздники
Незначительные вещи - Что спрятано в обычных поступках?
Откуда берутся застенчивые дети?
Что нельзя делать с застенчивым ребенком